EnglishFrenchGermanSpainItalianDutchRussianPortugueseJapaneseKorean ArabicChinese Simplified

10 января 2012

Обзор мобильных компьютеров 2012

О нынешнем рынке мобильных компьютеров в России объективно судить непросто. Аналитические компании бодро рапортуют о поражающих воображение темпах его прироста, магазинные полки ломятся от новинок — но так ли безоблачно настоящее (и тем более будущее) ноутбуков общего назначения?

Под мобильными ПК общего назначения мы понимаем нынешние универсальные ноутбуки, серьезно различающиеся по производительности и массогабаритным характеристикам, однако в целом предназначенные для исполнения одних и тех же функций: обеспечения работы офисных пакетов, почтового и браузерного ПО, запуска игр (в диапазоне от онлайновых флэш-забав до «тяжелых» 3D-шутеров) и воспроизведения мультимедийного контента.

Таким образом, из рассмотрения сразу же исключаются нетбуки (мощности их ЦП еще достаточно для вывода HD-видео на собственный или внешний экран, но уже не хватает для современных игр) и такие экзотические конструкции, как специализированные игровые и защищенные ноутбуки. Понятно, что эти аппараты с четко очерченными сценариями применения, характеристиками и целевыми аудиториями в ближайшие годы сохранят свое положение на рынке — как раз благодаря своей специализированное™. А вот мобильным компьютерам общего назначения придется довольно туго.

Прямая и явная угроза для них исходит от планшетных ПК, в сторону которых все чаще обращаются взоры массового потребителя высокотехнологичных устройств. Именно массового: те, кому мобильный компьютер необходим для работы, отлично понимают необходимость его приобретения в ноутбучном формфакторе — с отделенным от дисплея основным корпусом, где располагаются физическая клавиатура и существенно более производительная, чем у типичного планшета, аппаратная «начинка». В некоторых профессиональных сферах планшеты все-таки предпочтительнее (не зря же ими, например, снабжают своих торговых представителей крупнейшие американские розничные сети). Но в любом случае у профессионала не возникает сомнений в том, что за инструмент ему требуется для работы.

Совершенно иное дело — массовый пользователь. Цели его достаточно размыты, желания — нечетки, пристрастия заметно эволюционируют со временем. Буквально пару лет назад, уже на излете (как тогда представлялось) мирового экономического кризиса, даже в России (по данным IDC) ноутбуков стали продавать больше, чем настольных ПК, — как раз потому, что массовый пользователь распробовал этот формат персонального компьютера. Удостоверился, что в большинстве случаев мобильный игровой/рабочий/развлекательный центр удобнее стационарного.


Тогда именно ноутбуки стали основным выбором массового покупателя, невзирая на ценовую привлекательность нетбуков и значительно большую расширяемость конфигурации настольных ПК. Универсального мобильного компьютера средней вычислительной мощности вполне, как выяснилось, достаточно для удовлетворения большинства ИТ-потребностей населения. Те, кому была особенно важна мобильность, брали тонкие и легкие модели; нуждавшиеся в высокой производительности — мультимедийные и игровые.

Еще более очевидным стало такое положение дел к исходу нынешнего года, когда магазинные полки прочно заняли свежие мобильные ПК на новейших платформах Intel Sandy Bridge и AMD Fusion. Частенько теперь даже интегрированного в ЦП графического адаптера оказывается достаточно, чтобы с приемлемым качеством играть в не самые устаревшие игры — например, в популярнейшую трехмерную онлайновую World, of Warcraft, которая насчитывает сейчас около 12 млн. активных подписчиков. Внутри условного сегмента массовых ноутбуков потребитель может выбирать модели покомпактнее и полегче (либо, размером дисплея), вполне обоснованно полагая, что средний уровень производительности такого универсального мобильного ПК окажется достаточным для 95% стоящих перед ним задач.

В такой ситуации даже активный натиск планшетных компьютеров не представляет, кажется, особой угрозы для ноутбучного рынка. Очень часто планшеты приобретают не как замену полноценному мобильному компьютеру, а в дополнение к нему. Пожалуй, один лишь сегмент нетбуков всерьез страдает от планшетной лихорадки. При сопоставимых цене и размере дисплея потребитель, который не сильно нуждается в физической клавиатуре, склонен отдать предпочтение более компактному и броско выглядящему планшету. В такой ситуации даже отсутствие Windows-co-вместимости «таблетки» не ухудшает ее потребительских свойств, поскольку покупается она ради мобильного общения в социальных сетях, Web-cep-финга и несложных игр, а не с расчетом на удаленную синхронизацию с корпоративным сервером Exchange или верстку зарплатных ведомостей.

И все же столь радужные, казалось бы, перспективы сегмента массовых
ноутбуков не очаровывают серьезных рыночных игроков. Не случайно ведь несколько месяцев бизнес-сообщество лихорадило намерение HP — ведущего изготовителя ПК в мире — продать (или как минимум выделить в дочернее предприятие) производство этих самых ПК. Да и стремительный взлет Lenovo на вторую позицию в мировом рейтинге поставщиков ноутбуков тоже можно рассматривать как свидетельство обескураженности и потери ориентиров прочими участниками этого сегмента (что особенно очевидно на примере Acer, чья бизнес-стра-тегия последних лет оказалась вдруг несостоятельной).

Растерянность изготовителей, строящих свои планы на годы вперед, вполне объяснима. Нынешние ноутбуки общего назначения можно считать наиболее универсальными, сбалансированными по набору ключевых характеристик компьютерами для массового пользователя. Этот статус они наверняка сохранят и в будущем году—с выходом Intel Ivy Bridge и появлением мобильных AMD Bulldozer, еще более привлекательных по функциональности платформ. Но вот что будет в более отдаленной перспективе — это огромный вопрос.
Начнем с того, что будущая версия массовой ОС Microsoft — с условным (пока?) названием Windows 8 — выйдет в 2012 г. в вариантах для платформ х86 и ARM. В сочетании с уверенным прогрессом аппаратных ARM-реше-ний (достаточно упомянуть хотя бы NVIDIA Tegra 3) это сделает планшеты более привлекательными массовыми мобильными ПК. Точнее, привлекательность их повысится вместе с ростом числа приложений, которые — вслед за самой ОС — будут портиро-ваны на ARM-архитектуру.

Привычный набор Windows-ПО для работы и развлечений, энергоэффективная и достаточно мощная платформа плюс аппаратная клавиатура (идущая в комплекте либо универсальная, с интерфейсом Bluetooth, от независимого производителя) — в таком окружении планшетный ПК окажется привлекательным для еще более широкого круга потребителей. Для тех, в частности, кто предпочитает создавать контент (будь то рабочие офисные документы или любительское видео для выкладки на YouTube), а не просто потреблять его. А поскольку именно создающие контент потребители высокотехнологичных продуктов и формируют наиболее активную и мотивированную часть ИТ-покупателей, их переход из ноутбучного сегмента в планшетный может всерьез поколебать позитивную на данный момент динамику рынка традиционных мобильных ПК.

Другая угроза привычным на сегодня ноутбукам, маячащая в несколько более отдаленной перспективе, — массированный перевод пользовательских вычислений в пресловутое облако. Сейчас она не слишком актуальна: если верить анонимным бизнес-аналитикам из крупных розничных торговых компаний, продажи «хромбуков» по всему миру за весь 2011 г. исчисляются всего-то сотнями штук. И все же — лиха беда начало, ведь в случае полного погружения в облако аппаратная «начинка» компьютерного терминала как такового вовсе перестает играть роль.

Нет ведь никакой разницы, что за платформа и какая ОС стоят на облачном терминале, если все генерируемые и потребляемые пользователем данные пребывают на серверах, а все используемое им ПО представляет собой браузерные приложения. Тут «железные» преимущества массового ноутбука перед планшетом (более мощный ЦП, емкий жесткий диск, дополнительные функции вроде встроенного ТВ-тюнера) окончательно размываются и утрачиваются.

Остаются, впрочем, два достоинства — большая диагональ дисплея и наличие аппаратной клавиатуры, но и их в свете удобства облачных сервисов уже нельзя рассматривать как решающие. Оговоримся, что по-настоящему удобными такие сервисы станут лишь на фоне повсеместного проникновения в наш быт высокоскоростных широкополосных Интернет-соединений, да притом недорогих — чего еще, очевидно, ждать и ждать. Однако проблема эта исключительно техническая, и едва она будет решена, ноутбучный рынок в нынешнем его понимании ожидают серьезные потрясения.

Изготовители ноутбуков, разумеется, приложат все усилия, чтобы этот формфактор мобильных ПК как можно дольше сохранял привлекательность для пользователя. И автономные ARM-решения, представляющие собой «платформу на кристалле», и (тем более!) простенькие облачные терминалы окажутся — по необходимости — весьма низкомаржинальными продуктами. Что для пользователя, может, и хорошо, зато для индустрии в целом может оказаться губительным.

Можно предположить, что дальнейшее развитие ноутбуков общего назначения пойдет двумя путями, приводя к стратификации этого сегмента — куда более заметной, чем нынешняя, когда аппаратные платформы мультимедийных и бизнес-моделей фактически одинаковы. В отдаленной перспективе, надо полагать, оба эти пути приведут к одному и тому же глобальному облаку с неавтономными терминалами повсеместного доступа к нему, — но определять точные сроки такого исхода пока рано.

Первый путь — тонкий и легкий ноутбук, «ультрабук» в терминологии Intel, максимально приближенные по габаритам и массе к планшетным ПК, но при этом предлагающие пользователю большую диагональ экрана и удобную для длительной эксплуатации аппаратную клавиатуру. Такие компьютеры чаще всего будут приобретать для дистанционной и фрилансерской работы, для частых разъездов, а также из имиджевых соображений. Вполне вероятно, что с повсеместным проникновением вычислительного облака именно такие машины с успехом станут соперничать с бесклавиатурными планшетами за звание наиболее привлекательных мобильных бизнес-терминалов.

Второй путь — логичное развитие нынешней идеологии игровых ноутбуков; создание все более мощных и даже допускающих дальнейшую модернизацию мобильных ПК на модульной основе. Благодаря использованию интерфейсов с широчайшей пропускной способностью для подсоединения внешних устройств (вроде модифицированного Thunderbolt в уже выпускающейся модели Sony Vaio Z), станет реальностью вынос за пределы ноутбучного корпуса мощного дискретного графического адаптера, дополнительного процессора, жесткого диска, оптического накопителя и пр.

В результате основной модуль такого ноутбука (который будет отличаться от «ультрабука» лишь наличием этого самого интерфейсного разъема да более мощного ЦП внутри) останется и мобильным, и компактным, и легким. Подключаемый же выносной блок, этакая «умная» док-станция, позволит в полной мере насладиться мультимедийными возможностями мобильного компьютера — в отношении и создания «тяжелого» контента (обработки и монтажа HD-видео, например), и его потребления (самые актуальные 3D-игры). Более того, подключаемый блок легко будет при необходимости модернизировать, заменяя на более мощный целиком либо по компонентно. Это, в свою очередь, открывает перед изготовителями ноутбуков весьма заманчивые перспективы. Достаточно будет один раз в несколько лет создавать по-настоящему продуманный с точки зрения дизайна и эргономики основной модуль — относительно недорогой, — а затем регулярно выпускать для него новые, все более высокопроизводительные (и высокомаржинальные!) выносные блоки.

Зримые черты этого прекрасного далека прослеживаются уже сейчас; в тех ноутбуках, которые выводят на рынок ведущие производители. Потому мы рассматриваем отобранные для ежегодного обзора мобильные ПК в двух категориях — «тонкие и легкие» и «мультимедийные центры». Возможно, в 2012 г. возникнет потребность отдельно изучить нетбуки.

Материал предоствлен блогом Mobile Gadget Ua Свежие обзоры и статьи о новинках из мира мобильных гаджетов.

1 комментарий: